Ремонт и строительство - Волго-Донской канал

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Волго-Донской канал
2. Технические параметры канала
3. Описание канала
4. Показатели деятельности



Координаты: 48°34′12″ с. ш. 44°09′00″ в. д. / 48.57° с. ш. 44.15° в. д.  48.57, 44.15 Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

История создания

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. Однако, нельзя не отметить неоценимый вклад русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского по изучению междуречья Волги и Дона и выбору трассы для будущего канала.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Руководил строительством в период с марта 1948 по март 1949 года Павлов Карп Александрович — бывший начальник ГУ СДС НКВД СССР «Дальстрой».

Для формирования трудовых ресурсов в 1949 году власти набирали рабочих по всей стране, заключая с ними трудовой договор. Приглашались выпускники вузов и техникумов, демобилизованные из армии. Немало было желающих из села, но им требовалась справка об отходничестве из сельсовета на право поступления на работу. Число вольнонаемных рабочих составляло около 700 тысяч человек. Также в строительстве принимали участие военнопленные немцы, которых было порядка 100 тысяч и советские заключенные численностью свыше 100 тысяч человек. Большинство из последних были осуждены за мелкие хищения, хулиганство и мошенничество, но были и рецидивисты и политзаключенные. Заключённые были заняты на тех же работах, что и обычные строители, имели место смешанные бригады. Одним из стимулов для заключенных было то, что на стройке день содержания под стражей засчитывался за два-три дня. Это способствовало досрочному освобождению, например только из работавших на Цимлянском гидроузле досрочно были освобождены 26 тысяч человек.

Из воспоминаний Михая Урсоя, который участвовал в строительстве канала:

В 1947 году советские власти снова арестовали меня, на этот раз угрожая мне расстрелом, если я откажусь служить в армии. Но вместо расстрела они посадили меня на два месяца в одиночную камеру, после чего послали в трудовой лагерь на строительство Волго-Донского канала. Работать там было очень опасно, многие гибли. Однажды произошел несчастный случай, в результате которого погибло много людей. Я едва избежал их участи. После этого меня отправили домой в Молдавию.

Памятник В. И. Ленину у входа в канал

В то же время часть заключенных работала с энтузиазмом, что подтверждается тем, что 3000 из досрочно освобождённых были отмечены наградами, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени.

Всего после окончания строительства различными орденами были награждены: орденом «Знак Почета» — 964 человека, орденом Трудового Красного Знамени — 661 человек, орденом Красной Звезды — 295 человек, орденом Ленина — 122 человека, званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» — 12 человек.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы.

Основным назначением канала являлось воднотранспортное соединение между Москвой — центром СССР и новыми странами Социалистического блока в Восточной Европе.

31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина. Тогда же у первого шлюза был открыт памятник Сталину.

В филателии



Просмотров: 6107


<<< Волжская ГЭС