Ремонт и строительство - Страна Лимония (Кунцево)

27 февраля 2011


Оглавление:
1. Страна Лимония (Кунцево)
2. Страна Лимония в литературе и искусстве



Координаты: 55°44′00″ с. ш. 37°25′00″ в. д. / 55.733333° с. ш. 37.416667° в. д.  55.733333, 37.416667

Страна Лимония — исторический район в Западном административном округе Москвы, в районе железнодорожной платформы «Рабочий Посёлок» Белорусского направления Московской железной дороги. Широко распространённое неофициальное название кварталов жилой застройки единой архитектурной стилистики в западной части бывшего подмосковного города Кунцево, в 1960 году вошедшего в состав Москвы.

История

Происхождение народного топонима связано с активизацией жилищного строительства в городе Кунцево после окончания Великой отечественной войны. Во второй половине 1940-х—начале 1950-х годов на части территории бывшего Кунцевского военного лагеря, ограниченной с юга линией Белорусской железной дороги, а с севера Молодогвардейской улицей, была осуществлена комплексная жилая застройка. Застройка шла по единому архитектурному плану, замкнутыми кварталами с хорошим озеленением. В качестве рабочей силы широко применялся труд немецких военнопленных.

Архитектура домов представляла собой упрощённый вариант Сталинского ампира, с балконами, эркерами, фигурными фронтонами. Кирпичная кладка зданий полностью штукатурилась и дополнялась лепными элементами, тягами, карнизами. Гладкое поле стены у всех зданий было покрыто яркой лимонно-жёлтой фасадной краской, все архитектурные детали были белыми.

Это цветовое решение всего микрорайона не менялось на протяжении многих лет, при всех косметических ремонтах. За эту видимую издалека колористику весь комплекс зданий был известен как среди местных жителей, так и жителей окружающих районов как «Страна Лимония».

В настоящее время от большей части домов этого района ничего не осталось. Их заменили многоэтажные панельные и другие здания. Немногие сохранившиеся на их фоне невысокие строения напоминают о существовании на протяжении более пятидесяти лет этого интересного городского топонима.

Локализация

Исторический район представлял собой несколько жилых кварталов двух-трёхэтажной комплексной застройки в форме чётко очерченного прямоугольника, разделённого проездами.

Главной осью всего комплекса служила улица Сталина с широким центральным бульваром, почти точно в направлении восток—запад. С востока она начиналась от перпедикулярной ей улицы Ленина, застроенной также в виде широкого бульвара, а заканчивалась на западе улицей Зои Космодемьянской.

Примерно посередине к улице Сталина с юга, от платформы «Рабочий посёлок», перпендикулярно примыкала улица Дзержинского.

Параллельно улице Сталина проходили: южнее, вдоль железной дороги, Московская улица, а севернее — Молодёжная улица.

С востока к основному жилому массиву примыкал небольшой квартал, выходящий на бульвар улицы Ленина и ограниченный улицей Чапаева.

С продолжением жилищного строительства к западу возник ещё один массив зданий, фактически ограничивающий историческое ядро района и заключённый между улицей Зои Комсмодемьянской и параллельной ей улицей Чернышевского.

Микротопонимы

  • Кинотеатр «Ландыш»
Народные названия
  • Магазин «Немецкий»
  • Магазин «Тихий»

Транспорт

В 1950-е годы район обслуживался автобусным маршрутом № 73, начинающим движение от Киевского вокзала в Москве. С развитием застройки окрестностей Москвы несколько менялась и конечная трасса движения по маршруту.

1955
  • Автобус № 73. Киевский вокз. — платф. Сетунь
    • Путь следования: Б. Дорогомиловская ул., Можайское шоссе, Рублёвское шоссе.
    • Остановки: Дорогомиловской заст. пл., Школа, Б-ка им. Сталина, мост М.-Окружной ж. д., Кутузовская слобода, Москва II, Давыдково, г. Кунцево, Крылатские выселки, ул. Сетунь, ул. Молотова, платф. Сетунь.
1958
  • Автобус № 73. Киевский вокз. — Кунцевский пос.
    • Путь следования: метро Киевская, Б. Дорогомиловская ул., Кутузовский просп., Рублёвское шоссе, Давыдково, Мазилово, г. Кунцево, Крылатские выселки, Кунцевский пос., Загородная б-ца.

Последний участок маршрута автобуса проходил по улице Зои Космодемьянской и продолжавшему её проезду вдоль правого берега притока Москвы-реки Фильки, и заканчивался у посёлка Загородной больницы на будущей улице Академика Павлова.

Современный маршрут автобуса № 73 приведён на сайте «Московский автобус».

Версия происхождения названия

В 1950-е годы, а именно с 1953 по 1956, в районе дислоцировался Баковский исправительно-трудовой лагерь.

Адрес дислокации: Московская обл., г. Кунцево; Рабочий Посёлок, ул. Сталина, д. 24.

Заключённые этого лагеря, количество которых в отдельные периоды доходило до 20-23-х тысяч человек, использовались не только на строительстве различных объектов в Москве и области, но и на плодоовощной базе. Ироничное отношение к суровой действительности также могло породить такое ёмкое название.

Это своего рода мифология ГУЛага, мечта заключённых: «Страна Лимония, где вечно пляшут и поют, где триста дней в году — выходных, а шестьдесят пять — этапных».

  • Страна Лимония — планета,

Где молоко, как воду пьют,

Где ни тоски, ни грусти нету,

Где вечно пляшут и поют…

Страна Лимония—2

С расширением жилищного строительства в городе Кунцево в 1950-е годы произошла трансформация народного топонима в сторону его расширения и перенесения на соседний объект.

В середине 1950-х на правой стороне долины речки Фильки, на её возвышенной части был построен квартал зданий, имеющий почти треугольную форму и заключённый между продолжением улицы Зои Космодемьянской, Молодёжной и будущей Ярцевской улицами. Своим углом он примыкал к сталинской Лимонии. В единый комплекс зданий входили дом культуры, а также несколько общежитий. Именно их стали предоставлять студентам из стран Африки и Азии открывшегося в 1960 в Москве Университета дружбы народов.

В таком новом контексте у детей и подростков Страна Лимония стала ассоциироваться именно с Африкой, а точнее с районом реки Лимпопо, знакомой советским людям лишь по художественным произведениям.

Оштукатуренные фасады зданий с самого начала были окрашены в оливковый цвет с белыми декоративными элементами, поэтому жёлтый цвет в данном случае никак не влиял на народное название.



Просмотров: 5437


<<< Северная водопроводная станция
Строительство 90 и ИТЛ >>>