Ремонт и строительство - Норильская железная дорога

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Норильская железная дорога
2. Современное состояние



крупнейшая на пространстве бывшего СССР изолированная железнодорожная сеть широкой колеи, одна из самых северных железных дорог мира. Находится на территории Красноярского края, в Норильском промышленном районе.

История

Строительство узкоколейки

В 1935 правительством СССР было приняло решение о строительстве металлургического комбината вблизи «Норильского зимовья», известного с XIX века. К строительству узкоколейной железной дороги приступили осенью 1935 года. Первый участок дороги от пристани «Валёк» на реке Норильской до площадки строительства рудников — «Нулевого пикета») был завершён в феврале 1936 года. 25 февраля 1936 года прибыл первый поезд с техническим грузом и продовольствием. Грузы для строительства Норильского комбината доставлялись к пристани по водному маршруту: река Енисей — Карское море — река Пясина — озеро Пясино — река Норильская. Недостатками такого маршрута были: существенное ограничение по осадке судов и значительно большее расстояние по сравнению с сухопутным маршрутом.

В июне 1936 началось строительство узкоколейной линии от посёлка Норильск до порта Дудинка на Енисее, протяжённостью 114 км. В основном строительство велось заключёнными Норильлага.

Официально строительство было завершено 17 мая 1937. 18 мая из Дудинки в Норильск вышел первый поезд. В пункт назначения он прибыл через три дня. Вскоре стала разрушаться насыпь, которая местами была сделана из льда. В июне движение по железной дороге прекратилось.

К зиме было подготовлено нормальное земляное полотно, и узкоколейная линия вступила в постоянную эксплуатацию. Скорость поездов увеличилась. На прохождении всего пути требовалось около суток, а при хороших погодных условиях — 10..12 часов. Зимой скорость сильно зависела от темпов расчистки снега. Три снегоочистителя убирали сугробы не более 1,5 м высотой. Если высота сугроба была выше — расчистку вели вручную. Отдельные участки пути закрывали деревянными галереями, вдоль пути строили защитные стены из снега. Одному поезду потребовалось 22 дня чтобы прибыть в пункт назначения, машинист и кочегар другого погибли от угарного газа.


Переход на колею 1520мм

Низкая пропускная способность и другие недостатки узкой колеи сдерживали развитие комбината. С самого начала являлась очевидной необходимость строительства ширококолейной железнодорожной магистрали. Летом 1941 в Дудинском порту на узкоколейные платформы был погружен доставленный с «большой земли» ширококолейный подвижной состав.

В августе рядом с Норильском начал действовать первый небольшой участок железной дороги широкой колеи. Его протяжённость составляла не менее 5 километров.

В годы Великой Отечественной войны Норильский комбинат приобрёл неоценимое значение для страны. Темпы его развития возросли. В 1942 один из небольших ширококолейных участков на рудниках к юго-западу от Норильска был электрифицирован.

В июле 1950 первый поезд прошёл по линии широкой колеи от Норильска до Кайеркана. 22 ноября 1952 в Норильск прибыл по широкой колее первый состав из Дудинки. Узкоколейная железная дорога приблизительно через два года была полностью разобрана.

По планам 1948—1953, Норильская железная дорога не должна была надолго оставаться изолированной. С 1948 сооружалась Трансполярная железная дорога, связывающая с основной железнодорожной сетью енисейский порт Игарка. Расстояние от Игарки до Дудинки сравнительно невелико, на этом участке также должен был появиться рельсовый путь.

В расчёте на грядущий вывод Норильской железной дороги из «островного» положения, в 1951—1953 годах был сооружено значительное по своим масштабам здание вокзала на станции Норильск-Сортировочный.

После смерти И. В. Сталина от планов соединения Норильской железной дороги с основной железнодорожной сетью отказались.

Открытие движения электропоездов

В 1957 на Норильской железной дороге начали курсировать электросекции Ср.

К 1985 электросекции Ср были полностью заменены электропоездами ЭР1 и ЭР2. Электропоезда курсировали по маршрутам Октябрьская — Угольный разрез, Октябрьская — Аэропорт, Аэропорт — Дудинка, Октябрьская — Дудинка. Октябрьская — Кайеркан. Не меньшее число пассажиров перевозили пригородные поезда на тепловозной тяге. Имелись маршруты: Кайеркан — Каларгон — Надежда, Октябрьская — Ангидритная — Надежда — Юбилейная, Голиково — Октябрьский рудник, Голиково — Энергетическая, Голиково — Маяк, Голиково — Комсомольский рудник.

Ликвидация пассажирских перевозок

В 1991 в порт Дудинка прибыли последние шестивагонные электропоезда ЭР2Т

В первой половине 1990-х годов были отменены почти все маршруты пассажирских поездов. К 1996 пассажирское сообщение было почти полностью ликвидировано. Электропоезда продолжали курсировать только зимой, и только по двум маршрутам. Это объяснялось тем, что летом автодорога более безопасна, отсутствует угроза застревания автотранспорта в снежных заносах.

Сохранение пассажирского движения в зимний период позволяло жителям Норильска экономить время, не боясь опоздать на авиарейс из-за заносов.

В 1998 пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были окончательно ликвидированы.

В 1999 на всех электрифицированных участках был демонтирован контактный провод, частично убраны опоры. 32 вагона электропоездов ЭР2 и ЭР2Т, а также часть электровозов в сентябре 1999 были проданы Свердловской железной дороге.

Вагоны норильских электропоездов работают на пригородных линиях Перми. Многие из них были перенумерованы, поэтому определить их происхождение сложно.



Просмотров: 4984


<<< Марковский исправительно-трудовой лагерь
Пироговский гидроузел >>>